Воскресенье, 19.05.2024, 05:44
Приветствую Вас Гость | RSS

Пронина Александра Алексеевна
Учитель русского языка и литературы МОУ "Гимназии №1" г.Мытищи

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Сообщение на ШМО словесников

Сообщение

 на ШМО словесников

 учителя русского языка и литературы

Прониной А.А.

Тема: Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы.

Традиционная система обучения несколько отстает от потребностей общества. Следствием этого становится разработка инновационных технологий в обучении. Инновационные методики характеризуются новым стилем организации учебно-воспитательной деятельности учащихся, изменяющим как усвоение знаний, так и теми овладения ими.

Цель таких методик- активизировать, оптимизировать, интенсифицировать процесс познания. Инновационное обучение предполагает обязательное включение учащихся в деятельность, коллективные формы работы, обмен мнениями. Они позволяют реализовать одну из основных целей обучения: дают возможность перейти от изучения языка как системно-структурного образования к обучению как средства общения и мышления, а учебно - познавательную деятельность перевести на продуктивно творческий уровень.  Я остановлюсь на нескольких наиболее оптимальных разновидностях инновационного обучения на уроках литературы (хотя их можно применять и на любых других уроках) Итак, одной из нестандартных форм организации учебно – воспитательного процесса является педагогические мастерские. Идея этой технологии заключается в том, что ученик изначально способен к самой разнообразной деятельности. Этот метод характеризуется отношением учителя к ученику как к равному., использованием стратегии исследования, самостоятельным поискам ответов на вопросы. Мастерская – это ряд заданий, которые направляют работу школьников в нужное русло. При этом информация, которой владеет учащийся, сможет уточняться с 2 -3 одноклассниками, и только после этого точка зрения группы объявляется классу. Учитель при этом выступает в роли слушателя, хотя, если в этом есть необходимость, может высказать свою точку зрения. При использовании этой технологии знания выстраиваются, а не даются готовыми. И если истина. не будет найдена, то будет создана предпосылка, для размышления и подготовления начало следующего урока.

В такой форме ученик выстраивает свои знания самостоятельно, но в совместном поиске, процесс которого хорошо продуман учителем.

Одно но!

Урок мастерская строится по определенному плану. В качестве примера приведу урок по раннему творчеству В. Маяковского в 11 кл. и остановлюсь на основных элементах мастерской.

Была объявлена тема урока: «Мой Маяковский» (Радость и трудность постижения личности Маяковского через его творческое «я»).

Ребята поделились на группы., и каждой было дано задание.

Цели урока были такие:

1.      Ввести в мир лирики Маяковского и через его стихи постичь личность поэта.

2.      Учить бережному отношению к слову.

3.      Стимулировать самостоятельный поиск нужной информации.

4.      4. Создать на уроке условия для активной творческой деятельности.

5.      И, конечно же,” рефлексия”- это отражение чувств, ощущений в ходе мастерской.

Первый этап – индукция. Это настрой учащихся на открытия, на создание личностного отношения к предмету обсуждения. Так как речь шла о Маяковском, то учащихся надо было открыть своего Маяковского через призму его стихов, предложенных учителем.

Далее идет этап самоконструкции. Это создание гипотезы, схемы , средств, подбираются стихи. Дополнительный материал к уроку.

Следующий этап – социоконструкция.

Учащиеся делятся на группы, чтобы было удобно работать, получают индивидуальные задания: подумать над оформлением урока, найти стихи, рекомендованные учителем, провести исследовательскую работу по содержанию стихотворения, разделить или опровергнуть некоторые мнения современников о Маяковском, подумать над тем, как через лирику просматривается личность поэта. Что означают его слова: "Я – поэт. Этим и интересен”

Учитель- мастер ставит задачу: Через лирику поэта (выборочно) представить Маяковского- человека.

Третий этап- социализация

Все, что сделано в группах, было обнародовано, подано всем.

Каждая группа, по данным им стихам, читая и комментируя их, делала вывод о том, каким здесь предстает Маяковский- человек. Каким они его видят. Другие группы, слушая их выступления, делали свои записи- выводы.

Маяковский предстал с неожиданной для ребят стороны. Они говорили о нем как о талантливом поэте, о замечательном человеке – ранимом, сострадательном, доброжелательном, умеющим любить и ненавидеть, любящим животных. Человеке с тонкой ранимой душой, что это человек будущего. И это было подтверждено его стихами. Для многих ребят это было неожиданно.

Следующий этап- афиширование.

Учащиеся читают разные мнения (порой совершенно полярные) современников, смотря фотографии поэта, высказывают свое мнение о Маяковском.

И происходит следующий этап – разрыв.

Это внутреннее осознание участниками мастерской неполноты, несоответствия старого мнения о Маяковском с новым впечатлением. Ребята о чем прозвучали слова поэта  - обращение к потомкам:

Грядущие люди!

Кто вы!

Вот я, весь боль и ушиб,

Вам завещаю я сад фруктовый

Моей великой души…

И далее! Люди дорогие!

Христа ради, ради Христа,

Простите меня.

Конечно, если прошел удачно, а урок по Маяковскому был выстроен так, что вызвал эмоции у учащихся. Это был хороший материал для рефлексии.

Ребята были ощущением своей значимости на данном этапе, что с такой неожиданной стороны открыли поэта сами, сумели это сделать, что вызвали эмоции у одноклассников и победили себя и товарищей. К тому, чтобы прикоснуться к поэзии Маяковского и продолжить его открытие и как поэта, и как человека.

Какова здесь позиция учителя? Позиция консультанта, советника, понимающего все это выстроить в стройную систему, ненавязчиво создать атмосферу открытости, положительных эмоций и направить разговор в определенное русло.

К современным технологиям относится и технология сотрудничества

Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных ситуациях. Дети, как и в мастерской, объединяются в группы но 3-5 человек, им дается на уроке задание, при этом оговаривается роль каждого, что он отвечает не только за свой результат работы, но и всей группы.

Поэтому слабые стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные стараются, чтобы слабые поняли задание. Такая технология сотрудничества вызывает в учащихся радость от совместного труда, умению слушать друг друга, у них повышается самооценка. Кстати, это сплачивает ребят.

Я делю ребят по 4 человека, как они сидят за партами. Обычно за партой сидят – слабый – сильный. Они просто поворачиваются к соседям (что касается литературы) и обсуждают данные им задания. И это можно делать часто. Порой это идет как часть урока.

Вот, например, 7 класс. Поучение В. Мономаха. После обсуждения на уроке произведения, ребятам дается задание: группа по 4 человека придумать  минимум 8 поучений ближнему. Каждый записывает по 2-3 и вот "шедевр” готов.

- учись, не ленись, ибо лень – большой грех.

- не дерись на перемене – что драка тоже грех.

- не разговаривай с соседом. Не сбивай его с тяжкой мысли и.т.д.

Или комедия "Недоросль” Фонвизина. По данному материалу каждой группе дается материал на карточках.

I группа подбирает материал о Софье.

II группа о Стародуме.

III группа Скотинин и Простакова.

IV группа Митрофан.

V группа готовит инсценировку отдельных сцен.

Каждой группе даются вопросы по тому или иному герою.

Еще на одной из технологий хотелось бы остановиться. Это игровые технологии. Их можно использовать в течение всего урока, например, КВН, урок- путешествия,  а можно как элемент урока: викторины, кроссворды, ролевые игры, инсценировки и.т.д.

Игры создают у учащихся бодрое настроение, облегчают трудности в усвоении учебного материала, способствуют развитию познавательной активности на уроках.

Игровые технологии я использую в разных классах, но в основном в 5 классе, чтобы у учащихся не пропал интерес к учению. В этом году в 5 классе был проведен урок "Путешествие в страну Русского языка”, учащиеся инсценировали фрагменты сказок, составляли кроссворды по сказкам, викторины, игра: "Я журналист”. Сейчас 5 класс готовит инсценировку басен Крылова.

Конечно, игра должна соответствовать определенным учебно – воспитательным задачам, программным требованиям. К знаниям, умениям, должна соответствовать изучаемому материалу.

И, конечно же, говоря об инновационных технологиях, не надо забывать о здоровье сберегающих технологиях.

Важная составная часть этой технологии – это рациональная организация урока.

Это прежде всего:

- объем учебной нагрузки, дозированность домашних заданий;

- динамические паузы;

- эмоционально – доброжелательный тон;

- следить за правильной осанкой;

- чередование определенных видов работы на уроке;

- терпимость к детским ошибкам;

- релаксация;

- приветствие учащихся, прощание с учащимися и т.д.

Кстати, на уроках русского языка, составляя тексты, предложения для анализа, не забывать пропагандировать спорт, туризм, историю Олимпийских игр.

Конечно я назвала только несколько технологий. Не сказала о технологии проекта, о коммуникативной технологии. Они тоже важны и очень нужные. Все это требует изучения и, конечно же, применения, потому что все это способствует повышению интереса к учебному процессу, а это способствует повышению знаний, умений, навыков.
Категория: Мои статьи | Добавил: pmea72 (30.10.2011)
Просмотров: 1019 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории раздела
Поиск