Сообщение
на ШМО
словесников
учителя
русского языка и литературы
Прониной А.А.
Тема: Инновационные технологии на уроках
русского языка и литературы.
Традиционная
система обучения несколько отстает от потребностей общества. Следствием этого
становится разработка инновационных технологий в обучении. Инновационные
методики характеризуются новым стилем организации учебно-воспитательной
деятельности учащихся, изменяющим как усвоение знаний, так и теми овладения
ими.
Цель таких
методик- активизировать, оптимизировать, интенсифицировать процесс познания.
Инновационное обучение предполагает обязательное включение учащихся в
деятельность, коллективные формы работы, обмен мнениями. Они позволяют
реализовать одну из основных целей обучения: дают возможность перейти от
изучения языка как системно-структурного образования к обучению как средства
общения и мышления, а учебно - познавательную деятельность перевести на
продуктивно творческий уровень. Я
остановлюсь на нескольких наиболее оптимальных разновидностях инновационного
обучения на уроках литературы (хотя их можно применять и на любых других
уроках) Итак, одной из нестандартных форм организации учебно – воспитательного
процесса является педагогические мастерские. Идея этой технологии заключается в
том, что ученик изначально способен к самой разнообразной деятельности. Этот
метод характеризуется отношением учителя к ученику как к равному.,
использованием стратегии исследования, самостоятельным поискам ответов на
вопросы. Мастерская – это ряд заданий, которые направляют работу школьников в
нужное русло. При этом информация, которой владеет учащийся, сможет уточняться
с 2 -3 одноклассниками, и только после этого точка зрения группы объявляется
классу. Учитель при этом выступает в роли слушателя, хотя, если в этом есть
необходимость, может высказать свою точку зрения. При использовании этой
технологии знания выстраиваются, а не даются готовыми. И если истина. не будет
найдена, то будет создана предпосылка, для размышления и подготовления начало
следующего урока.
В такой форме
ученик выстраивает свои знания самостоятельно, но в совместном поиске, процесс
которого хорошо продуман учителем.
Одно но!
Урок мастерская
строится по определенному плану. В качестве примера приведу урок по раннему
творчеству В. Маяковского в 11 кл. и остановлюсь на основных элементах
мастерской.
Была объявлена
тема урока: «Мой Маяковский» (Радость и трудность постижения личности
Маяковского через его творческое «я»).
Ребята
поделились на группы., и каждой было дано задание.
Цели урока были
такие:
1.
Ввести
в мир лирики Маяковского и через его стихи постичь личность поэта.
2.
Учить
бережному отношению к слову.
3.
Стимулировать
самостоятельный поиск нужной информации.
4.
4.
Создать на уроке условия для активной творческой деятельности.
5.
И,
конечно же,” рефлексия”- это
отражение чувств, ощущений в ходе мастерской.
Первый этап – индукция. Это настрой учащихся на
открытия, на создание личностного отношения к предмету обсуждения. Так как речь
шла о Маяковском, то учащихся надо было открыть своего Маяковского через призму
его стихов, предложенных учителем.
Далее идет этап самоконструкции. Это создание гипотезы,
схемы , средств, подбираются стихи. Дополнительный материал к уроку.
Следующий этап –
социоконструкция.
Учащиеся делятся
на группы, чтобы было удобно работать, получают индивидуальные задания:
подумать над оформлением урока, найти стихи, рекомендованные учителем, провести
исследовательскую работу по содержанию стихотворения, разделить или
опровергнуть некоторые мнения современников о Маяковском, подумать над тем, как
через лирику просматривается личность поэта. Что означают его слова: "Я – поэт.
Этим и интересен”
Учитель- мастер
ставит задачу: Через лирику поэта (выборочно) представить Маяковского-
человека.
Третий этап- социализация
Все, что сделано
в группах, было обнародовано, подано всем.
Каждая группа,
по данным им стихам, читая и комментируя их, делала вывод о том, каким здесь
предстает Маяковский- человек. Каким они его видят. Другие группы, слушая их
выступления, делали свои записи- выводы.
Маяковский
предстал с неожиданной для ребят стороны. Они говорили о нем как о талантливом
поэте, о замечательном человеке – ранимом, сострадательном, доброжелательном,
умеющим любить и ненавидеть, любящим животных. Человеке с тонкой ранимой душой,
что это человек будущего. И это было подтверждено его стихами. Для многих ребят
это было неожиданно.
Следующий этап- афиширование.
Учащиеся читают
разные мнения (порой совершенно полярные) современников, смотря фотографии
поэта, высказывают свое мнение о Маяковском.
И происходит
следующий этап – разрыв.
Это внутреннее
осознание участниками мастерской неполноты, несоответствия старого мнения о
Маяковском с новым впечатлением. Ребята о чем прозвучали слова поэта - обращение к потомкам:
Грядущие люди!
Кто вы!
Вот я, весь боль
и ушиб,
Вам завещаю я
сад фруктовый
Моей великой
души…
И далее! Люди
дорогие!
Христа ради,
ради Христа,
Простите меня.
Конечно, если
прошел удачно, а урок по Маяковскому был выстроен так, что вызвал эмоции у
учащихся. Это был хороший материал для рефлексии.
Ребята были
ощущением своей значимости на данном этапе, что с такой неожиданной стороны
открыли поэта сами, сумели это сделать, что вызвали эмоции у одноклассников и
победили себя и товарищей. К тому, чтобы прикоснуться к поэзии Маяковского и
продолжить его открытие и как поэта, и как человека.
Какова здесь
позиция учителя? Позиция консультанта, советника, понимающего все это выстроить
в стройную систему, ненавязчиво создать атмосферу открытости, положительных
эмоций и направить разговор в определенное русло.
К современным
технологиям относится и технология
сотрудничества
Основная идея
заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в
разных ситуациях. Дети, как и в мастерской, объединяются в группы но 3-5
человек, им дается на уроке задание, при этом оговаривается роль каждого, что
он отвечает не только за свой результат работы, но и всей группы.
Поэтому слабые
стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные стараются, чтобы
слабые поняли задание. Такая технология сотрудничества вызывает в учащихся
радость от совместного труда, умению слушать друг друга, у них повышается
самооценка. Кстати, это сплачивает ребят.
Я делю ребят по
4 человека, как они сидят за партами. Обычно за партой сидят – слабый –
сильный. Они просто поворачиваются к соседям (что касается литературы) и
обсуждают данные им задания. И это можно делать часто. Порой это идет как часть
урока.
Вот, например, 7
класс. Поучение В. Мономаха. После обсуждения на уроке произведения, ребятам
дается задание: группа по 4 человека придумать
минимум 8 поучений ближнему. Каждый записывает по 2-3 и вот "шедевр”
готов.
- учись, не
ленись, ибо лень – большой грех.
- не дерись на
перемене – что драка тоже грех.
- не
разговаривай с соседом. Не сбивай его с тяжкой мысли и.т.д.
Или комедия "Недоросль”
Фонвизина. По данному материалу каждой группе дается материал на карточках.
I группа подбирает материал о Софье.
II группа о Стародуме.
III группа Скотинин и Простакова.
IV группа Митрофан.
V группа готовит инсценировку отдельных сцен.
Каждой группе
даются вопросы по тому или иному герою.
Еще на одной из
технологий хотелось бы остановиться. Это игровые технологии. Их можно
использовать в течение всего урока, например, КВН, урок- путешествия, а можно как элемент урока: викторины,
кроссворды, ролевые игры, инсценировки и.т.д.
Игры создают у учащихся
бодрое настроение, облегчают трудности в усвоении учебного материала,
способствуют развитию познавательной активности на уроках.
Игровые
технологии я использую в разных классах, но в основном в 5 классе, чтобы у учащихся
не пропал интерес к учению. В этом году в 5 классе был проведен урок "Путешествие
в страну Русского языка”, учащиеся инсценировали фрагменты сказок, составляли
кроссворды по сказкам, викторины, игра: "Я журналист”. Сейчас 5 класс готовит
инсценировку басен Крылова.
Конечно, игра должна
соответствовать определенным учебно – воспитательным задачам, программным
требованиям. К знаниям, умениям, должна соответствовать изучаемому материалу.
И, конечно же,
говоря об инновационных технологиях, не надо забывать о здоровье сберегающих
технологиях.
Важная составная
часть этой технологии – это рациональная организация урока.
Это прежде
всего:
- объем учебной нагрузки,
дозированность домашних заданий;
- динамические
паузы;
- эмоционально –
доброжелательный тон;
- следить за
правильной осанкой;
- чередование
определенных видов работы на уроке;
- терпимость к
детским ошибкам;
- релаксация;
- приветствие
учащихся, прощание с учащимися и т.д.
Кстати, на
уроках русского языка, составляя тексты, предложения для анализа, не забывать
пропагандировать спорт, туризм, историю Олимпийских игр.
Конечно я назвала только
несколько технологий. Не сказала о технологии проекта, о коммуникативной
технологии. Они тоже важны и очень нужные. Все это требует изучения и, конечно
же, применения, потому что все это способствует повышению интереса к учебному
процессу, а это способствует повышению знаний, умений, навыков.
|