Воскресенье, 19.05.2024, 06:04
Приветствую Вас Гость | RSS

Пронина Александра Алексеевна
Учитель русского языка и литературы МОУ "Гимназии №1" г.Мытищи

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Интеграция общечеловеческих ценностей на уроках литературы и этики

Четвертый год я преподаю уроки по этической грамматике! Являясь учителем литературы, нахожу много интересных связей между уроками литературы  этики. Готовясь к сообщению на данную тему, я попыталась сделать это в виде небольшого исследования, поставив перед собой цели и задачи, как интегрировать общечеловеческие ценности на уроках литературы и этики.

 

Цель исследования: определить пути приобщения школьников к общечеловеческим ценностям на уроках литературы и этики.

 

Объект исследования:  процесс нравственного воспитания школьников, а также процесс познания ими общечеловеческих ценностей.

 

Предмет исследования: художественная литература, входящая в школьную программу как средство воспитания нравственных качеств,  школьника.

 

Задача исследования: проанализировать задачи и содержание нравственных  общечеловеческих ценностей на уроках литературы и этики.

 

В современной педагогике все чаще и чаще заходит речь об интеграции общечеловеческих ценностей. Предполагается, что интеграция ценностей способна создать инновационную площадку для объединения общеобразовательных предметов и тем самым способствовать формированию таких целостных конструкторов, как культура, картина мира, мировоззрение. Другими словами, интеграция позволяет удержать совокупность значимых ценностей в их целом единстве и уникальной выразительности.

Что относится к общечеловеческим ценностям?

Гражданственность, патриотизм, социальная солидарность, труд, семейные ценности, толерантное отношение друг к другу и другие.

На сегодняшний день как никогда важным является воспитание в детях доброты, ответственности за себя и своих близких, умение отвечать за собственные поступки. Формирование этической культуры предполагает опору на общечеловеческую культуру.

Конечно, уроки этики в этом плане играют  важную роль. Но воздействуя на ум, не всегда удается добиться желаемой цели. Необходимо призвать на помощь чувства ребенка. Эта роль отводится литературе.

Интегрирование уроков этики и литературы поможет дать целостное представление о нравственных ценностях человечества.

Нужно помнить, что современные учащиеся мало читают. Искусство слова заменила видео и аудио техника. Поэтому когда дети рассматривают, обсуждают ту или иную нравственную проблему на уроках этики, и им предлагается попытаться найти ответ в литературном произведении, это вызывает у них интерес, и они обращаются к книге. Именно литература содержит примеры для размышления и рассуждения.

Литература и этика – родственные предметы, имеющие одну основу – нравственную. Интеграция литературы и этики – это не просто соединение разных частей, а объединение их одной задачей-  воспитание в ребенке нравственных, общечеловеческих ценностей. Гуманитарный цикл создается на основе человековедения. Это же является основой этики.

Итак, мне бы хотелось поделиться опытом, как я интегрировала уроки этики с программными произведениями по литературе в 8 классе.

Буквально на первых занятиях по этике: «Мы живем, чтобы оставить след» и «Роскошь и нищета общения» мы говорили о смысле жизни, какой след мы в этой жизни оставляем, о памяти как связующем звене поколений и основе культуры веков.

И ребятам к следующему уроку было предложено просмотреть на эту тему повесть  Ч. Айтматова «И дольше века длится жизнь» и сказку Д. Родари « Путешествие Джованино Периджерно….»     

Учащиеся, не найдя книг в библиотеке, воспользовались компьютером, нашли нужный материал и с интересом рассказали о том, что происходит в обществе, где есть люди – манкурты. Им был показан в художественной форме пример, что будет с обществом, если мы будем на них похожи.

Когда же стали проходить комедию «Недоросль» Фонвизина, учащиеся уже сами отслеживали, как общаются герои произведения, некоторые фрагменты инсценировали, и  вспомнили уроки, связанные с этикой, о «роскоши», «нищете общения». Давали свою оценку поведению героев.

Помимо этого, разговор зашел об отношении к учебе, к родителям, к семейным ценностям. И здесь уже помогли уроки этики предыдущего года. Учащимся не нужно было объяснять, что хорошо, а что плохо. Они об этом говорили на уроках этики в 7 классе, а сейчас  просто комментировали поступки героев, выражая свое мнение.

Поразил еще тот факт, что когда надо выписать, что понравилось в «в думах Стародума», одного из положительных героев комедии, учащиеся выбрали много афоризмов, размышлений героя на разные нравственные проблемы, и, как ни странно для сегодняшних детей, были во многом с ним согласны.

Затем был проведен урок – дискуссия по этому же произведению, где обсуждались такие вопросы, как:

- почему появляются митрофаны? Какие новые, современные черты они приобретают?

- можно ли искоренить невежество и лень? И как это сделать?

- кто виноват, что Митрофан - невежа и грубиян?

- как понимать выражение: «Злонравия достойные плоды?».

И что же получается?

Ребята делают вывод, что наши поступки, хотим мы того или нет, всегда этичны или неэтичны. И в зависимости от этого они оставляют в других тот или иной след.  Это и было темой наших первых занятий. Домой учащиеся получают задание: написать ЭССЕ на тему: «Посмотрите внимательно и определите, с каким знаком (плюс или минус) этическая окрашенность ваших поступков? Какой след в этой жизни пытаетесь сделать вы?».  

Вот связь литературы и этики.

Если провести параллель между темами литературы 8 класса и этики, то они взаимосвязаны.

Следующая тема по этике: «Нам сочувствие дается, как нам дается благодать». С учащимся говорим о значении слова «сочувствие»: как они его понимают? как и когда выражают свое сочувствие?  Как оно связано с понятием «благодать»? Ребята вспоминают, что об этом чувстве мы говорили, когда читали повесть А. Пушкина «Станционный смотритель». Нам было жаль бедного смотрителя, одинокого, покинутого дочерью, страдающего о ней.

Ребята сопереживают и о Лизе, которая в конце повести раскаивается, сгибается под тяжестью запоздалого раскаяния. Те ребята, которые прочитали учебник – хрестоматию летом, вспоминают Катерину Петровну из рассказа  Паустовского «Телеграмма», тоже оставленную дочерью на одинокое существование. К чувству жалости примешивается чувство вины. И вольно – невольно заходит разговор о том, а насколько мы внимательны к родителям.

  Тема этики: «Жизнь с достоинством – что это значит?» На этом уроке учащиеся говорят о том, что «жить с достоинством» - жить согласно общечеловеческим ценностям, с «нравственным законом в душе», как говорит Кант. Заходит разговор о долге, чести, чувстве собственного достоинства, благородстве. 

В это время по литературе читаем повесть А. Пушкина «Капитанская дочка». Там для размышления на эту тему нет предела. Недоросль, повеса, несколько грубоватый, без определенных жизненных целей. Петр Гринев на поверку оказался человеком долга, чести, порядочности. В трудную минуту для страны, для близких ему людей, он повел себя достойно. Литературный герой вызывает уважение. Вот иллюстрация к этической теме. Дома ребята пишут небольшое сочинение  - ЭССЕ, как они понимают пословицу: «Береги честь смолоду». После уроков этики им это объяснять не надо.

Следующая тема урока этики: «Судьба и Родина едины». Ребятам задается вопрос: - Скажите, размышления о жизни связаны с каким – то определенным местом на Земле, или такое место в мыслях не обозначено? И учащиеся говорят, что да, мысли человека так или иначе обращены к дому, где он живет, к природе, которая его окружает, к земле, с которой связана его судьба, что нарушение этого единства болезненно для человека. Поэтому на чужбине человек не может быть счастлив.

Ребята приводят высказывания классиков на эту тему, делятся своими размышлениями.

Яркий пример к этому уроку – герой одноименной поэмы М. Лермонтова  «Мцыри».  Мальчик живет в монастыре, но мечты его – о родном доме, и он, пренебрегая опасностью, рискуя жизнью, стремится на родину, к своим родным, так как без этого не мыслил жизни. Не сумев вернуться на Родину, Мцыри готов уйти из жизни. Он любил Родину так, что готов был отдать за нее жизнь. Это не может не вызывать восхищения.

Тема урока этики: «Опасайтесь потерять друзей». На уроке ребята  говорят о том, что такое дружба, комментируют изречения великих людей о дружбе. В заключение урока ставится вопрос: «Что значит дорожить дружбой?» Учащиеся отвечают, что надо беречь друзей, опасаться потерять их. Затем дети встают в круг, взявшись за руки. Ученик в это время читает стихотворение Р. Гамзатова « Берегите друзей». Вот несколько строчек:

…Люди, я прошу вас, ради Бога,

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей…

Здесь уже не убавить, не прибавить вся тема – в стихотворении. Ребятам остается только поразмышлять, стоит ли, действительно, терять друзей. Звучит песня В.Высоцкого «Он не вернулся из боя».  

…То, что пусто теперь,- не про то разговор:

 Вдруг заметил я - нас было двое...

 Для меня - будто ветром задуло костёр,

 Когда он не вернулся из боя…

На глазах наворачиваются слезы. В горле – комок.

Тут, по-моему, и говорить ничего не надо. Вот что значит связать уроки этики и литературы.

Во втором полугодии в 8 классе я провела урок,  по повести  А. Алексина « Безумная Евдокия», который лег уже на нравственно подготовленную почву. Это произведение замечательно тем, что оно вобрало в себя все те общечеловеческие проблемы, о которых мы говорили на уроках этики.

О чем она? О простой семье, где жила и воспитывалась девочка Оля, ровесница ребят. О том, как росла эта девочка, как училась, с кем и как дружила, как относилась к школе, в частности, к классному руководителю, к одноклассникам, и к какой трагедии привело ее поведение и рассказывается в повести.

Урок проходит на одном дыхании. Учащиеся размышляют над тем, что они видят в Оле, некоторые ребята узнают в Оле себя.  Это их ошеломляет. Вот фрагменты урока.

Тема: В отзывчивости на чужое горе - начало истинного гуманизма (по повести А. Алексина «Безумная Евдокия»).

Эпиграф:

Берегите друг друга,

Добротой согревайте,

Берегите друг друга,

Обижать не давайте,

Берегите друг друга. (О. Высоцкая).

На фоне песни Б. Окуджавы «Давайте восклицать» говорю учащимся, что у нас урок- раздумье, раздумье  над такими вопросами, которые ставит для себя каждый человек. Что такое доброта? Откуда в людях берется эгоизм и равнодушие? Что такое гуманность? Дружба? Как стать терпимыми к людям?

   Повесть А. Алексина: «Безумная Евдокия» поможет ответить на эти этические вопросы. А дальше беседа по повести. Вот часть вопросов:

- что можно сказать о родителях Оли?

- какой мы увидели «безумную. Евдокию» глазами Оли?

- что вы скажете об учительнице?

- что настораживает Евдокию Савельевну в Ольге?

- как Оля относится к друзьям?

- куда пошли девятиклассники?

- что случилось в походе?

Чтение сцены «Звонок из милиции» (Звучит музыка Моцарта (Реквием).

      Почему Моцарт?

Потому что после звонка из милиции мама Оли со словами: «Я ее не узнаю», опускается на диван, она сходит с ума.

А через 2 часа беспечная, веселая, в квартире появляется Оля. Но маме лучше не стало. Ее увезли в психиатрическую больницу. По дороге из больницы происходит диалог между классным руководителем, «безумной Евдокией», как окрестила ее Оля,  и отцом Оли. Учительница говорит о том, что поступок девочки безнравственен, она ушла из отряда без разрешения, не подумав, какое беспокойство принесет окружающим ее людям. Она рассказывает об отношении Оли к друзьям. И у отца после этого разговора наступает прозрение: ведь они, любя дочь, на все и всех смотрели ее глазами.

Затем задается вопрос: в чем главная мысль повести? В этом произведениися, там есть над чем подумать. Более того, ребята проводят цитаты из размышлений Евдокии Савельевны, которые содержат глубокий смысл. (На закрытой доске написаны основные мысли, они будут открыты после того, как учащиеся ответят на вопрос). Вот некоторые из них.

-Не быть  равнодушным к чужому горю, «не затрагивать, походя чужой   беды».

- В отзывчивости на чужое горе – начало истинного гуманизма.

-Не замыкаться в себе, а чувствовать себя частицей общества, в котором ты живешь.

-«Тот, кто любой ценой хочет быть первым, обречен на одиночество».

-Самый главный талант в человеке – быть человечным.

В конце урока пожелания (оно в эпиграфе урока).

Какой  вывод?

Интегрированные уроки этики и литературы показывают учащимся не только картины жизни, но и дают глубокое понимание законов, по которым они живут и развиваются.

Кроме того, происходит всестороннее формирование личности учащегося,  так как он воспроизводит в своем опыте разные стороны жизни людей, всевозможные отношения между ними, т.е. благодаря урокам этики и литературы осуществляется его воспитание и самовоспитание. Я  думаю, что хорошее  воспитание, т.к. эти науки пробуждают в человеке, если сказать словами А. Пушкина, «чувства добрые» и те общечеловеческие ценности, которые так необходимы нам сегодня
Категория: Мои статьи | Добавил: pmea72 (30.10.2011)
Просмотров: 4157 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории раздела
Поиск