Тема урока:
В отзывчивости на чужое горе – начало истинного гуманизма
(по повести
А.Алексина «Безумная Евдокия»).
Цели урока:
Обучающая: знакомство с проблематикой повести.
Развивающие:
развивать навыки и умения анализа
художественного произведения.
Воспитывающие:
- формирование нравственно здоровой личности;
- воспитание гуманизма, семейных ценностей.
Технологии:
- личностно-ориентированные;
- обучение в сотрудничестве;
- применение ИКТ;
- здоровьесберегающая.
Вид занятия:
творческая лаборатория с
использованием межпредметных связей (культура речи, этика).
Оборудование:
- портрет А.Алексина;
- магнитофон;
- книжная выставка произведений А.Алексина.
Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
Берегите друг друга…
О.Высоцкая.
Запись на
доске: Произведения Алексина как бы
изнутри озарены светом истинного гуманизма (А. Барто).
Ход урока.
Звучит песня Б. Окуджавы «Давайте восклицать»
I.Учитель: Всем добрый день. Улыбнитесь друг другу.
Сегодня у нас с вами урок раздумья, раздумья
над такими вопросами, которые ставит перед собой каждый человек. Что такое доброта? Возможна ли без нее жизнь?
Откуда в людях берутся эгоизм и равнодушие? Что такое гуманизм? Дружба? Как
стать терпимым к людям? Ответить на эти вопросы нам помогает уроки этики и
художественная литература. Есть такие книги, мимо которых пройти нельзя, они
должны стать вашими друзьями. К таким книгам относятся произведения А. Алексина.
Большая часть его произведений адресована юношеству, людям, находящимся на
пороге большой, самостоятельной жизни. Сегодня мы обратимся к одному из них – к
повести «Безумная Евдокия».
II. Беседа по повести.
Учитель: - Повесть «Безумная
Евдокия» драматична. О чем она?
- От имени кого ведется повествование в повести?
Ученик: Повествование
ведется от имени отца Оли, главной героини повести. Это его исповедь. Он
пытается понять для самого себя, когда и в чем была допущена роковая ошибка в
воспитании дочери, приведшая к столь ужасному нервному потрясению ее матери.
Учитель: Какие они, родители
Оли?
Ученик: Родители – хорошие
люди. Мама Оли душевная, чуткая. Она умеет думать о других, всегда считается с
настроением окружающих:
«….когда слишком уж ликуешь, не мешало бы вовремя
спохватиться и подумать о том, что кому-то впору плакать. А упиваясь
собственным горем, не можем не подумать, что у кого - то в душе праздник,
который, может быть, не повторится. Надо считаться с людьми,» - так объясняет
мать Оли свою жизненную позицию. Она не на словах, а на деле подтверждает ее.
Родители любили и баловали Олю: она была долгожданным
ребенком. «Спасибо ей !» -сказали они, когда она родилась, хотя жизнью
рисковала мать (у нее было больное сердце).
Ученик читает: «Вот, наверное,
где был тот роковой поворот нашей жизни! – подумал я, - Мы перестали
вглядываться друг в друга. Наши глаза устремились в ином направлении. «Родители
Оленьки»- это стало нашей главной профессией». Отец Оли на все сморит ее
глазами.
Учитель: Какой мы увидели
безумную Евдокию глазами Оли?
Ученик: Оле кажется, что
Евдокия Савельевна ценит только посредственных учеников. Родители не
поддерживали авторитет учительницы, а внушали быть снисходительной к « безумной
Евдокии» (так, кстати, прозвала учительницу Оля.) И девочка продолжала по каждому
поводу иронизировать над классной руководительницей.
Отцу Оли тоже казалось, что учительница стремится к
тому, чтобы каждый ученик был «как все» - в кино и на выставке, на экскурсии и
походе. Когда завуч школы предложил организовать выставку Олиных рисунков,
Евдокия Савельевна предпочла устроить выставку для всех, кто умел держать в руке кисточку или карандаш, а у Оли взяла
только два рисунка, «чтобы было не больше, чем у других»
А в спектакле по пьесе Шекспира, которую ученики
играли на английском языке, Евдокия
Савельевна поручила Оле второстепенную роль, хотя она знала, что та лучше всех
владела языком. Оля и ее родители не поняли позицию учительницы.
Учитель: Оцените поступки
Евдокии Савельевны с другой точки зрения. Правильно ли она делает.
Ученик: На протяжении почти
всей повести мы смотрим на «безумною Евдокию» глазами Оли и ее отца,
рассказчика. И составили для себя искаженный портрет умной и справедливой
учительницы. Она не хотела выстраивать в общей ряд всех учеников, она лишь
хотела вернуть Олю в коллектив, а точнее
сказать, к людям, от которых она, упоенная своими успехами, оторвалась. Одиночество
было ей наказанием.
Учитель: Зачитайте, что об
этом говорит Евдокия Савельевна. (Ученик читает слова ). Согласны ли вы с ней?
Ученик: Мы с ней
соглашаемся. Наконец мы видим такой, какой она была на самом деле: перед нами
несуразно одетая, ну мудрая, прозорливая, всю жизнь отдавшая своим питомцам.
Она сознательно и настойчиво перевоспитать Олю.
Учитель: Что настораживает
Евдокию Савельевну в Ольге.
Ученик: Дружба Оли и Люси. Она
не умеет сочувствовать чужому горю, проявить заботу о другом человеке.
«Обыкновенная история», - говорит она, когда другие переживают непоправимую
драму отношений родителей Люси. Вместо сочувствия Оля зло иронизирует над
подругой: «лет до старости расти нашей старосте! И все равно не вырасти», - громко
смеется Оля над Люсей, задевая ее за самое больное место: Люся была мала ростом
и тяжело переживала этот, как ей казалось, недостаток.
Учитель: Что еще можете
добавить об отношении Оли к одноклассникам?
Ученик: Ни о ком Оля не отзывалась хорошо, всегда с иронией. (рассказ об отношении Оли к Боре Антохину, и
Мите Колягину.)
Учитель: Куда пошли
девятиклассники? Что случилось в походе?
(Ученик: Оля ушла одна к месту назначения. Отсутствие девочки испугало Евдокию Савельевну
и ребят, они вернулись домой. Учительница пришла к родителям Оли. Они позвонили
в милицию и ждали ответа. Матери ничего не сказали, т.к. у нее было слабое
сердце.
Учитель: Зачитайте отрывок –
звонок из милиции. (звонили о том, что надо было опознать труп девушки.) Отец и
классная руководительница замешкались и трубку взяла мать.
«Я ее не узнаю», - сказала она и тихо села на диван.
«Я ее не узнаю», - повторяла она…(звучит Лакримоза).
Ученик: Через два часа
появляется Оля, беспечная, веселая, с цветами в руках. (Чтение сцены, появления
Оли).
Матери лучше не стало. Ее увозят в психиатрическую
больницу.
(Звучит музыка Моцарта «Реквием»).
Учитель: Когда наступает прозрение
отца?
Ученик. По дороге из
больницы происходит диалог между отцом Оли и безумной Евдокией. Она говорит,
что поступок Оли безнравственен. Желая
быть первой, девочка ушла из отряда, не подумав, какое беспокойство принесет
окружающим ее людям.
Учительница говорит, что
главное в людях все-таки талант человечности…
Оля пытается оправдать свой поступок, ссылаясь на то,
что она хотела пройти путем Мити Калягина, спасшего раненых бойцов в годы
войны. Отец резко говорит дочери: « Он прошел этот путь, чтобы спасти людей. А
ты, чтобы погубить самого близкого тебе человека. (чтение текста).
Отец видит свою вину. Он говорит, что любовь к детям
должна быть зрячей. Они не сумели передать Оле то, что имели сами. Оля бездумно
принимала любовь, сама ничего не давая.
Рефлексия.
Учитель: В чем главная мысль
повести? (размышления учащихся). Вспомните предыдущий урок этики. Как вы сейчас
понимаете слова Ф. Тютчева : «…И нам сочувствие дается, как нам дается
благодать...»)
Учитель: Проверьте свои мысли. (открывается закрытая
на доске запись)-
В утверждении мысли:
- не быть равнодушным к чужому горю; «не затрагивать,
походя чужой беды»; -
- в отзывчивости на чужое горе – начало истинного
гуманизма;
– не замыкаться в себе, а чувствовать себя частицей
общества, в котором живешь;
- «тот, кто любой ценой хочет быть первым, обречен на
одиночество.,- говорит Евдокия Савельевна, - мои ученики не стали
знаменитостями, но и злодеев среди них нет. Ни одного. У них есть талант человечности.
Учитель: Какие размышления вызывает повесть? Какие
уроки можно из нее извлечь?
Дома напишите сочинение – миниатюру: «Посмотри на себя
со стороны».
Доброта, милосердие, сострадание: Мы испытываем их дефицит.
И литература, назначение которой с древнейших времен было воспитывать «чувства
добрые», призывает нас к этому. И я хочу вам пожелать:
Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
Берегите друг друга…
О.Высоцкая.
|