Вторник, 21.05.2024, 02:05
Приветствую Вас Гость | RSS

Пронина Александра Алексеевна
Учитель русского языка и литературы МОУ "Гимназии №1" г.Мытищи

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Урок –концерт М. Цветаевой
30.10.2011, 16:37


Оборудование:  1. Портрет М. Цветаевой.

2. Магнитофон, записи романсов.

3. Книжная выставка.

4. На столе свеча и гроздь красной рябины. 

 

Цели урока:         1. Познакомить учащихся с основными вехами жизни М. Цветаевой.

2. Сформировать представление о творчестве поэтессы.

3. Развивать творческие способности учащихся при чтении стихов.

4. Воспитать чувство прекрасного при знакомстве с ее поэзией.

                

Технологии:        1.  Информационно – коммуникативные.

2. Личностно-ориентированные.

3. Монологическая речь.

4. Обучение в сотрудничестве.

5. Применение ИКТ. 

 

Запись на доске: Взгляни на сердце свое.

Д. Алигиери.

Ход урока:

 

1.Звучит грамзапись. Токката Баха, ре минор.

Во время звучания учитель читает стихотворение "Пригвождена к позорному столбу”

 

2 Учитель: 31 августа 1941г. в Елабуге в минуты тягостного одиночества покончила с собой М. Цветаева. Сын ушел на воскресник, хозяйка, отлучившаяся по своим делам, увидела свою квартирантку в петле.

 

3. Ученик, исполняющий роль Пастернака:

 

         Вчера ночью Федин сказал мне, будто с собой покончила Марина. Я не хочу верить этому. Это никогда не проститься мне. Последний год я перестал интересоваться ею. Она была на очень высоком счету в интеллигентном обществе и среди  понимающих входила в моду.Так как стало очень лестно числиться ее лучшим другом, и по многим причинам, я отошел от нее, не навязывался ей, а в последний год, как бы и совсем забыл..И вот тебе! Как это страшно. (Пастернак. Из письма к жене 10.09.41 г.).

4.Учитель: Похоронили где-то у каменной стены, а где никто не помнит. Кто же знал, что знаменитость. А те, кто знал, были далеко – в военной Москве, городе, который приобрел для Цветаевой одушевленность, где она родилась в Борисоглебском переулке, теперь улице Писемского, где прошли первые восемь лет жизни.

5.Ученица, исполняющая роль Цветаевой читает стихотворение

"Красною кистью рябина зажглась..."

6..Учитель: Москва - спутница детства и юности, свидетельница рождения поэта. Цветаева начала печататься в 16 лет, еще не сняв гимназической формы, втайне от семьи был выпущен ее первый сборник.

7. Ученики читают стихи ранней Цветаевой

8. Я сегодня всю ночь .не усну...или "Гимназистка"

9. Учитель: И будет другая Москва февраля 1917 года, Москва, где "все перевернулось, и будет трудная трагическая судьба, и прощание с молодостью”

10.Ученик читает "Скоро уж из ласточек-в колдуньи.

3.Ученица: Цветаева, из дневника: "С марта месяца ничего не знаю о Сергее, в последний раз видала его 18 января 1918 года. Живу с Алей и Ириной. Але - 6 лет, Ирине - 2,7. Муки нет, хлеба нет, под письменным столом фунтов12 картофеля - весь запас".

11. Учитель: Сергей Эфрон, муж Цветаевой, офицер белой армии. Младшая дочь Ирина, родившаяся в 1917, в 1920 умрет от голода. Старшая Аля разделит трудную судьбу матери, пройдет через круги ада. Муж вместе с белой армией оказался в Крыму, оттуда - в эмиграцию.

4. Ученица: А что же мне делать? "У меня нет будущего, если Сергея нет в живых. И мы с Алей такие брошенные. Если Бог сделает это чудо, оставит Вас в живых, я буду ходить за Вами, как собака".

12.Ученик: читает стихотворение "Разлука".

Под гитару исполняется песня "Что стоишь, качаясь, тонкая рябина"...

13.Учитель: От писателя Ильи Энербурга узнала в 1921 году, что муж жив, студент в Пражском университете. И в мае 1922 уезжает к нему.

5 Ученица: Из дневника: "Я уехала за границу к Сергею. Такая жизнь гибель для моей души. Но мне чужой жизни больше жаль, чем своей души".

14.Учитель: И потянулись 17 лет эмиграции: Чехия, Германия, Париж. Менялись страны, города, но жила стихотворение "Тоска по родине"

15.Ученик читает стихотворение. Звучит Бах.

5. Ученица: Из дневника:

 "Квартал, где мы живем, ужасен. Гниющий канал, грохот, вонь.  В комнате нас четверо, зажата жизнью. Душа зажата. Хотелось бы не быть. Писать не могу. Свести бы счеты."

16.Звучат стихи: "Расстояния: версты и мили. "Русской ржи от меня поклон"

18.Учитель:За границей, особенно во Франции, сначала Цветаеву часто печатали, потом все реже, реже. Что происходит в Париже? Внезапно уезжает Эфрон, уезжает в Россию. Ползут слухи, что он стал работать на НКВД. Знала ли об этом Цветаева? Доказательств нет. Но в полицейском участке она произнесла: "Как бы там ни было, я его люблю, им дорожу". Но положение Цветаевой в среде эмиграции стало невыносимым.

5 Ученица:"Все меня выталкивает в Россию. Здесь я не нужна. Там я не возможна. Но нельзя бросит человека в беде. Когда-то сказала: буду ходить за Вами как собака, - и поползу".

19.Учитель:18 июня 1939 г. кончились 17 лет эмиграции. Цветаева с 14-летним; сыном возвращается в Россию, в круговерть событий.

20 Ученик читает стихотворение "Родина".

20. Учитель: Она приехала накануне подписания Германо-Советского пакта. Уже на вокзале узнала, что сестру' выслали на 10 лет на Дальний Восток. Поселились в Болшево, на даче НКВД.

21 Ученик читает стихотворение "Рябину рубинит’

Учитель:27 августа 1939 г. арестовали Алю, 10 октября мужа с сыном бежала с дачи. Почему? За что? Ответа нет.

5.Ученица: "Никто не видит, не знает, что я уже год ищу глазами крюк. Я не хочу умереть. Я хочу не быть”

Учитель:  Поселились в Голицино уединенно.

5. Ученица: "По ночам не сплю, боюсь. В доме одна картошка. И сон: вижу дорогу, с одной стороны, пропасть, с другой - скала, впереди огромное пространство. Смерть!"

22. Ученик: стих. "И страшные мне снятся сны”

Учитель: Она никогда не узнает, что станет с мужем, с Алей, с сыном в своем предсмертном письме к сыну напишет: "Муринка, прости меня, но больше не могу жить. Передай Але и Сергею, что любила их до последней минуты". Но сын не встретит отца, не увидит сестру. Его отец, Сергей Яковлевич Эфрон, будет расстрелян в1944 .г., а сам он будет убит в своей первой атаке. Ариадна Эфрон, пройдя через подвалы Лубянки, тюрьмы и ссылку, выйдя на свободу, не одну из родных могил. Но это еще будет. А сейчас, ничего не узнав о судьбе мужа и дочери, Цветаева уезжает из Москвы в эвакуацию, уезжает навстречу гибели. 

Звучит народная песня "Вы, сестрицы – подруженьки” в исполнении Ж.Бичевской.

23. Ученик:7 августа 1941 года, рассказывает поэт Виктор Боков (см."Юность" № II 1989 г. стр.95").24. 24. Ученик: Чтение стихотворения "Сад”

Учитель: Постижение творчества Цветаевой - труд нелегкий. Характер ее непредсказуем. Она нежная и упрямая, ласковая и надменная, ранимая и дерзкая. Ее поэзия глубокая и проникновенная, наполненная музыкой. И об одном из сборников Андрей Белый скажет: ”Позвольте мне высказать, глубокое восхищение перед совершенно, крылатой мелодией Вашей книги "Разлука"... Это не книга, а песня”

"Взгляни на сердце свое" сквозь призму стихов Цветаевой. Пришел ваш "час ученичества", постижения мира ее поэзии.

 Звучит токката ре минор и чтение стихов. "Есть некий час..."

Категория: Мои файлы | Добавил: pmea72
Просмотров: 1315 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории раздела
Поиск