Вторник, 21.05.2024, 04:00
Приветствую Вас Гость | RSS

Пронина Александра Алексеевна
Учитель русского языка и литературы МОУ "Гимназии №1" г.Мытищи

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

М.Булгаков "Белая гвадия"
30.10.2011, 16:58

Цель урока:

Обучающая:  знакомство с проблематикой романа, композиций, системой образов.

Развивающие:- развивать  навыки и умения анализа художественного  произведения;

-открыть для себя новые страницы жизни писателя.

Воспитывающие:

- воспитание патриотизма, гуманизма;

-развивать у уч-ся навыки работы в коллективе;

-воспитание на семейных ценностях  на примере семье Турбиных.

Технологии:

–личностно-ориентировочная;

-технология сотрудничества;

-здоровьесберегающая.

Вид занятия: творческая лаборатория с использование межпредметных связей (история, культура речи, теория литературы)

Задачи:  научить учащихся размышлять, логически мыслить, читать «между строк»;развитие  интереса  к вдумчивому чтению, совершенствующего душу человека и понимания настроения худ. произведения.

Опорные понятия:- литература, тема, композиция, литературные традиции.

Оформление: портрет писателя, декорации-рисунки (изразцовая печь, окно со шторами, номер дома Турбиных).

Эпиграфы на доске: Мы только с голоса поймем, что там царапалось, боролось…(О Мандештальм)

Учитель: Добрый день. Я рада вас видеть и общаться с вами.

Сегодня, когда размываются и теряют очертания прежде ясные характеристики русского народа, возможно, именно великая литература, только одна она, и является действительным паспортом нации. Эль Бородин.

Ход урока

Учитель: Я приглашаю вас сегодня в уютный дом, где царит удивительная атмосфера

духовности, где близкие сильны друг другом, внимательны к друзьям. Мы разминулись

во времени, но нас сближает один вечный вопрос: как же жить?

Ученик читает 1 главу романа «Белая гвардия» (….а в этом теплом доме за кремовыми шторами

можно спрятаться от разбушевавшейся стихии…).

Учитель: Чтение 2 главы (О доме.). Не правда ли, написано трогательно и нежно? И знаете

почему? Очень дорог Булгакову дом на Алексеевском спуску 13,что в Киеве, он похож

на дом семье Булгаковых.

Ученик: Чтение из воспоминаний К.Паустовского: «Булгаковы жили на спуске к Подолу, на против Андреевской церкви – в очень живописном киевском закоулке. За окнами их квартиры

слышались звуки рояля и даже пронзительной вальторани. Голоса молодежи, беготня,

споры и пения. Такие семьи с большими культурными и трудовыми традициями были

украшением провинциальной жизни «своего рода очагами передовой мысли»

Учитель: Много, ох как много автобиографического в романе. Самого Булгакова как врача

Мобилизовали в 1918 г. петлюровцы. Прослужив день, он дезертировал, вернулся

домой, вновь мобилизовали, теперь белогвардейцы в деникинскую армию.

Гражданская война довела его  до Владикавказа, здесь в тифу, здесь задумал «Белую

гвардию». Работал над романом в 1922-24 г.г. .И герои были до боли знакомы: в Алексее

много от самого Булгакова и его брата Михаила, в Николке-от младшего Ивана, а  в

Елене - от сестры Вареньки. Так соединились в романе судьбы и время близких.

Учитель: Роман назван «Белая гвардия». Кто должен быть героем?

Ученик:  Полк или рота.

Учитель: Кто главный герой? Каковы ключевые слова прочитанной главы?

Ученик: Дом и семья.

Учитель: Это совпадение или закономерность?

Ученик: Скорее закономерность.

Учитель: Кумирами Булгакова были Л. Толстой, Ф. Достоевский,  С. Щедрин. Булгаков развивает традиции русской

классики. Какую мысль любил Толстой в романе «Война и мир».

Ученик: «Мысль семейную. Любил ее через семью. Дом, семья – эти святыни – защищали в

1812 году. Их защищают и красные, и белые в 1918году. Поэтому одним из ведущих

образов романа стал образ Дома.

Ученица: Читает гл. 20 (стр.265) «С вечера жарко натопили Саардамские изразцы…)

Учитель: Это финал романа, вы познакомились с семьей. Обратимся к оформлению урока

В чем смысл записи на печи? «Мы … я взял билет на Аид…»

Ученик: Рушатся мир семьи, царство теней зовет их.

Учитель: Какую вечную ценность человеческой жизни утверждает она?

Ученик: Люди во все времена находили силу свою в единстве семьи, т.к. это был стержень,

противостоящей разрушительной силе.

Учитель: В чем сила семьи Турбиных?

Ученик: В сердечности, радушии, в снисходительности к вашим слабостям, но непримиримости

к  тому, что за порогам порядочности, справедливости, чести.

Учитель: Но образ Дома имеет еще один смысл. Какой?

Ученик: Я думаю, что через семью Б показывает трагедию интеллигенции, выбор его пути в годы,

когда все  встало на дыбы .

Учитель: Тема интеллигенции и революции состоялось в публицистике. А Блока «Интеллигенция и

революция»  и Горького «Несвоевременные  мысли», в лирике М Цветаевой.

Ученица: (индивид. задан.) С 1917 г по 1921 г Цветаева создала тетрадь, назвав ее «Лебединый

стан», в котором воспела «белую гвардию»:

Белая гвардия, путь твой высок:

Черному дулу грудь и висок.

Божье да белое твое дело

Белое тело твое – в песок.

Не лебедей это в небе стая,

Белогвардейская рать святая.

Белым видением тает, тает…

Старого мира последний сон.

Молодость- Доблесть- Вандея- Дон

Учитель: Тема эта состоялась и в романе Б, у которого была ясная позиция в отношении

к происходящему, мрачные перспективы нарисовал военврач деникинской армии

в своем первом публичном выступлении в 1919 г. в ст. «Грядущие перспективы»

Ученик: (Индивид. задан.) Чтение фрагмента. 1 абз.

Учитель: Роману предшествуют 2 эпиграфа.

Докажите, как они работают на сюжет. Каков смысл первого?

Ученик: Метель бушует и  в прямом  и в аллегорическом смысле.

Учитель : Каков смысл второго абзаца? Ну что бы понять его прочитайте гл. 20(стр268)

Ученик: Вершится суд над теми, кого ужу нет на свете – над русской интеллигенции. И автор тому свидетель.

Ученица: Читает  1 гл.,1 абз. Здесь показана звездная символика. Она олицетворяет любовь

и войну, жизнь и смерть. Великие события и малое семейство.

Учитель: Да, великие события и малое семейство – предмет нашего разговора.

Какова композиция романа?

Роман состоит из 3 ч.: 1 ч.- размежевание среди интеллигенции. Кто они, какие они?

Ученик: Читает гл. 4 – вот она, белая гвардия

Работа в группах:

1 гр. учащихся представляет людей «долга и чести».

1. стр.110 приказ Малышева;

2.стр.136. полковник Най- Турс (история с валенками), часть 2 гл.10-приказ

юнкерам  рвать документы;

3. Капитан Мышлаевский и еще 40 офицеров и юнкеров в легких сапогах

и шинелях, оберегающих город от Петлюры.(стр.26-28).

4. Люди долга и чести – братья Турбины (рассказ об Алексее и Николке).

2 гр. представляет офицерство – «Чертова кукла», лишенное малейшего понятия о чести

(С.Тальберг и гетман).

Учитель: Дела давно минувших дней… Нет, отозвалось время. В статье от 14 янв. 1992 г.

в «Комсомольской правде» доктор фил. наук Цепко пишет: « Что случилось

с русскими? Можно предположить самое страшное. Наверное, и Россия, и русские

погибли еще в 1917 г., вернее, во время гражданской войны. Последними русскими

были добровольцы  Деникина и Врангеля».

«Нет ни одного народа в Европе, кроме жителей РСФСР, которые бы так ненавидели

свое государство, которое бы так неистовство боролись со всем, что связано с ним».

Борьба 1992 г. (осада Белого дома, схватка 1918 г., жесточайшая схватка за город).

Вот она, жесточайшая связь времен.

Учитель: 2 ч. романа. Основная мысль ее -  схватка за Город. И в изображение города Б верен

традициям русской литературы. Вспомните роль города в романе Достоевского.

Город  - главный герой 2 части романа Б.

3 гр. учащихся: 1 чтение 4 гл.  город сад;

2. 18 гл.- странная жизнь все бежит. Город, изнемогающий от междоусобицы

и оккупации, каким видит его Алексей и Николай.

3.(чтение) или пересказ фрагмента «Бой глазами Николая.

4. (индивидуальное задание). Чтение стих. М.Цветаевой:

И справа, и слева кровавые зевы

……      …….        ……       …..          …..

И сзади, И слева – И сзади, и прямо

И красный, И белый:

-Мама!

Учитель: А где у Булгакова мы найдем созвучную цветаевской мысль -  всех их жалко, «Все на поле брани убиенные». В чем смысл сна Алексея?

Ученица: Чтение или пересказ 5 гл.

Учитель: Это книга - прозрение, пути выбора своего места в водовороте событий. Большинство

ищут его трудно, но честно. Мы говорим о людях военных. А зачем в романе штатский

человек, Лариосик?

4 гр. учащихся: 1.Лариосик –это не комик. Эстрадно- цирковые фигуры были не в духе Булгакова

(индивид.задан.) Лариосик- символ человеческой настоящей жизни. Он славный малый,

хороший человек, порядочный, честный. С его образом связана мысль о том, что ни-

какие общественные катаклизмы не могут разрушить ценности многовековой культуры

торжества настоящей жизни.

2 уч. Мне кажется, здесь тоже не обошлось без влияния Л.Толстого. Если вспомнить 2 т.,ч.3.

«Жизнь между тем, настоящая жизнь людей со своими интересами здоровья, болезни, труда,

отдыха, со своими интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви…шла и всегда независимо

и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонапартом, и вне всех возможных

преобразований».

Учитель: настоящая жизнь, ее торжество-эта истина связана в романе с женскими образами

Е.Тальберг и Ю.Рейсс.

4 гр. (индивид.задан.):Б- возвышенно- романтический писатель. Его Дамы красивы утонченны,

душевно богаты (рассказ о героинях).

А в союзах тех, что наметились в конце романа: Елена-Ширв., Юлия-Алексей, Ирина-

Николка.,- торжество жизни. Любовь  не умирает ни при каких обстоятельствах, иначе

умерла бы сама жизнь.

Учитель: традиции русской литературы живы в романе и в таком художественном приеме, как сон. Именно в сне Петьке Щеглова таится определенный смысл. Какой?

Ученик (индивид.задан.) Пересказ сна. Позиция автора здесь - примиренческая.

Учитель: Каковы образы креста и меча?

Ученик: Все пройдет: голод, ужас, страдания.

Ученица (индивид.задан).читает отрывок из «Лебединого стана»:

Идет по луговинам лития

Таинственная книга бытия

Российского-

где судьбы мира скрыты-

Дочитана и наглухо закрыта.

И рыщет ветер, рыщет по степи:

Россия! Мученица! С миром спи!

Учитель: Из дневника Булгакова 1923г.: «В литературе вся моя жизнь. Не может быть, чтобы голос,

тревожащий меня сейчас, не был вещим. Нечем иным я быть не могу, я могу

только писателем».

Рефлексия.

Учитель: Какой след оставил в вас прочитанное произведение? Чтение эпиграфа Бородина.

Мы сегодня неплохо поработали. Всех благодарю за сотрудничество.


Категория: Мои файлы | Добавил: pmea72
Просмотров: 1003 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории раздела
Поиск